НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ГЕРЙСКОЕ ВИНО (Ἐν Ἡραίᾳ, Ἡραῖος)


Занятное предание существовало о вине из Гереи, важного города в западной Аркадии (Пелопоннес), в среднем течении реки Алфея (его руины еще практически не раскопаны, находятся близ современной деревни Агиос Иоаннес).

До нас дошли два его упоминания, вероятно, восходящие к единому источнику - Теофрасту. Так, Афиней сообщает: "Теофраст пишет в "Истории растений", что в аркадийской Герее получают вино, от которого мужчины становятся безумными, а женщины беременными" (Афиней, 1.32а). "Вторит Афинею его современник Клавдий Элиан: "я слышал, что в одном аркадском городе, Герее, растет виноград, из которого делают вино, мужчинам затемняющее рассудок и отнимающее у них разум, а женщинам сообщающее плодовитость" (Элиан. Пёстрые рассказы, 13.6). Если бы в Древней Греции проблема внебрачного пьяного зачатия стояла так же остро, как в наши дни, это было бы её идеальным описанием через призму мифологизированного сознания. В действительности это предание, конечно, отражает органичный сплав двух главных культов этого полиса - Диониса и Геры (по имени которой и назван город). Гера была богиней-покровительницей брака и родов, а следовательно, и зачатия. С другой стороны, мистерии, посвящённые Вакху, или, возможно, Пану играли крайне важную роль в герейском обществе, ведь Герея была местным центром дионисийства, насколько можно судить по свидетельству Павсания, который пишет: "Тут есть и два храма в честь Диониса: одного из них называют Политом (Гражданином), а другого — Авкситом (Растущим). Есть у них и здание, где в честь Диониса совершаются оргии (праздники). Есть в Герее и храм Пана, как местного божества для аркадян" (Павсаний. 8.26.2).




ИСТОЧНИКИ:

Aelian. Varia Historia. 13.6:

ἐν Ἡραίᾳ τῆς Ἀρκαδίας ἀκούω πεφυκέναι ἀμπέλους, ἐξ ὧν γίνεται οἶνος, ὃς τοῦ λογισμοῦ παράγει καὶ ἔκφρονας τοὺς Ἀρκάδας ποιεῖ, τὰς δὲ γυναῖκας τεκνοποιοὺς τίθησιν.

Athenaios. 1.31f:

Pausanias. 8.26.2:

εἰσὶ δὲ καὶ Διονύσῳ ναοί· τὸν μὲν καλοῦσιν αὐτῶν Πολίτην, τὸν δὲ Αὐξίτην, καὶ οἴκημά ἐστί σφισιν ἔνθα τῷ Διονύσῳ τὰ ὄργια ἄγουσιν. ἔστι καὶ ναὸς ἐν τῇ Ἡραίᾳ Πανὸς ἅτε τοῖς Ἀρκάσιν ἐπιχωρίου, τῆς δὲ Ἥρας τοῦ ναοῦ καὶ ἄλλα ἐρείπια καὶ οἱ κίονες ἔτι ἐλείποντο.

Theophrastos. Historia plantarum. 9.18.10-11:



© А.С. Горский, 2022-2023. Все права защищены.