Коринф, богатый торговый город, контролировавший как путь, соединявший Центральную Грецию и Пелопоннес, так и шестикилометровый волок через Истмийский перешеек, по которому в древности перетаскивали корабли из Эгейского моря в Ионическое и наоборот.
На агоре Коринфа стояли две деревянные позолоченые статуи Диониса. Согласно преданию, они были сделаны из ствола дерева, с которого фиванец Пенфей подсматривал оргии вакханок, после чего был ими растерзан (в том числе собственной матерью и сёстрами) (Павсаний, II.2.6-7). Но, несмотря на почитание бога винограда, производимое в Коринфе вино не пользовалось успехом. Оно было излишне терпким, о чем комедиограф 4 в. до н.э. Алексид из Фурий отзывался так:
Вино там завозное, ведь коринфское -
Была бы пытка сущая.
(Афиней, 1.30f)
В следующий раз мы встречаем вино из Коринфа только в позднеантичное время (3-5 вв.): оно упомянуто в книге о лечении лошадей неким Евмелом, которого в свою очередь цитирует византийский компилятивный трактат на эту тему (Hippiatrica Parisina. Oder/Hoppe vol. 2, p. 32, l. 17-18).
Athenaios. 1.30f:
Hippiatrica Parisina. Oder/Hoppe vol. 2, p. 32, l. 17-18:
Pausanias, II. 2.6-7:
ἔστιν οὖν ἐπὶ τῆς ἀγορᾶς — ἐνταῦθα γὰρ πλεῖστά ἐστι τῶν ἱερῶν — Ἄρτεμίς τε ἐπίκλησιν Ἐφεσία καὶ Διονύσου ξόανα ἐπίχρυσα πλὴν τῶν προσώπων: τὰ δὲ πρόσωπα ἀλοιφῇ σφισιν ἐρυθρᾷ κεκόσμηται: Λύσιον δέ, τὸν δὲ Βάκχειον ὀνομάζουσι. [7] τὰ δὲ λεγόμενα ἐς τὰ ξόανα καὶ ἐγὼ γράφω. Πενθέα ὑβρίζοντα ἐς Διόνυσον καὶ ἄλλα τολμᾶν λέγουσι καὶ τέλος ἐς τὸν Κιθαιρῶνα ἐλθεῖν ἐπὶ κατασκοπῇ τῶν γυναικῶν, ἀναβάντα δὲ ἐς δένδρον θεάσασθαι τὰ ποιούμενα: τὰς δέ, ὡς ἐφώρασαν, καθελκύσαι τε αὐτίκα Πενθέα καὶ ζῶντος ἀποσπᾶν ἄλλο ἄλλην τοῦ σώματος. ὕστερον δέ, ὡς Κορίνθιοι λέγουσιν, ἡ Πυθία χρᾷ σφισιν ἀνευρόντας τὸ δένδρον ἐκεῖνο ἴσα τῷ θεῷ σέβειν: καὶ ἀπ᾽ αὐτοῦ διὰ τόδε τὰς εἰκόνας πεποίηνται ταύτας.
© А.С. Горский, 2021-2023. Все права защищены.